Как я познакомился с бизнесом. Часть 3. Замена автостёкол.

Ну что ж, продолжаем серию. Прошлый пост (вторая часть) про наш самопальный маркетинг принёс довольно много положительных отзывов. Всех благодарю.

В первой части истории я рассказывал о технологии ремонта стёкол. А в этой, как и обещал, поведаю про то, как менять стекла на тачках. Увы, это не так захватывающе, но всё же многим, я уверен, будет интересно.

Замена стёкол на резинках

Автомобильные стёкла могут крепиться к кузову, как минимум, двумя способами:

1. Через резинку.

2. Клеиться на герметик.

Первым способом лобовые стёкла и некоторые задние стёкла стоят на следующих машинах:

Отечественные: ВАЗ 2101-2107, всё семейство ВАЗиков 9-ой модели, Волга, Ока, Oda, Нива.

Иномарки: Land Cruiser 80, Mersedes G500 (Геленваген) и выше из этой же серии, и ещё некоторые модельки, которые совсем уж редко попадаются.

Сначала мы брали за замену стекла 500 рублей. На первых порах этого былов полне достаточно. Среднее время работ с русской машиной со всеми заездами, выездами, временем, обсуждения и т.д. ~30 минут.

Месяца через 3, мы снизили цену вдвое. Причиной этому было увиденное объявление, где стекла меняют за 100 рублей. Не знаю, что там за рабы работали, но злились мы на них жутко.

Примерно через ещё 4 месяца, когда пошёл определённый поток клиентов, вновь подняли цену, но уже до 400 рублей.

400 — хорошая цена, как минимум, по двум причинам:

Во-первых, люди очень часто возят с собой крупные купюры. Дают, например 500 рублей, а у нас «чисто случайно» нет сдачи. Большинство за сдачу не парились и оставляли нам всю сумму (на пиво, на мороженку, на кофе, на печенюшки, на сигареты и т.д.). Делали мы на совесть и народу реально не жалко было этой денежкой делиться. Таким же образом с 1000 рублей у нас бывала сдача только 500 рублей, вместо 600.

Однако, если мы видели, что человек в замешательстве, то не парились, и кто-нибудь из нас шёл самолично в автомагазин (благо рядом их навалом) и менял денежку, чтобы отдать всю сдачу.  Порой по 5 раз в день приходилось так бегать. Не все ведь щедрые на «сотку».

Во-вторых, люди всё-таки заранее закладывают некий бюджет на замену стекла. Большинство на все свои будущие траты закладывают суммы, обычно кратные 500 рублям. А уже после того, как спланировал, расстаться с суммой намного легче.

Самое интересное, что практика показала, что при сумме в 500 рублей, некоторые всё-таки уезжали, узнав стоимость. А в случае с 400 рублями, примерно 98% сразу же соглашались. При этом мы не забывали никогда добавлять волшебные слова: вечная гарантия, мы уже столько-то работаем и т.д. И не врали, кстати.

Так, заболтался.

Сама технология.

1. Для начала нужно извлечь старое стекло. Если стекло нужно сохранить, то занятие довольно муторное. Сохранить бывает нужно, например, если стекло стонированное. Или наоборот тонированное ставят.

Если же стекло не нужно, то кто нибудь один из нас садился внутрь, отхерачивал все финтифлюшки от стекла (зеркало заднего вида, антенны, датчик удара сигналки, панельки по бокам и т.д.) и тупо ногами выдавливал стекло наружу. Второй снаружи подхватывал, чтобы на капот не упало.

Кстати был один прикольный случай. Приезжали как-то к мужикам, у которых тоже своя СТОшка. У них довольно большой бокс — машин 10 можно было точно загнать. Там Волга была подразбитая. Жопа у неё была распилена — машину прямо по частям собирали после жёсткого ДТП. И нужно было стекло переднее вытащить. Мы хотели было начать рассказывать, как мы это делаем, но тут один кадр выдает: «Смотри как я умею». Разбегается и прыгает в салон с задней стороны машины, врезаясь изнутри ногами в стекло. Стекло вылетает, полетает метров 10 и с грохотом врезается в стену бокса, причем тут же задевает висящий на этой стене фонарь, который разлетается. Мы в ахуе, кореш выходит и ржёт. Минуты через 2 ржали уже все))

Так вот, возвращаемся к теме. В общем решил не томить вас буковками и нашёл трёхминутное видео с «Главной дороги» на НТВ, где мужики меняют стекло на ВАЗ-2107 (первая половина ролика). Вторая половина про то, как меняют вклеенные стёкла, можете сразу и её посмотреть — там примерно описан общий ход действий.

Считают, что с резинками всё довольно понятно, просто и не очень интересно. В крайнем случае, задавайте вопросы в комментах.

А вот то, что он там про надрез поперёк трещины говорит в конце ролика — полнейший бред. К нам куча машин с такими надрезами приезжали. Некоторые по 10 штук делали. Толку ноль. Дырочку вы сами по неопытности тоже вряд ли просверлите сами — и там свои тонкости есть. Начиная с того, что трещина может пройти дальше, если вы слишком сильно надавите, пока сверлите, кончая тем, что можете создать слишком высокую разницу температур (от сверления стекло само собой нагревается). А лучший способ увеличить длину трещины — создать перепад температуры.

А вот с вклеиванием всё поинтереснее.

Замена вклеенных стёкол

Вклеенные стекла стоят практически не всех иномарках, на ВАЗах 10 модели и на Калине. Реально, за 3 года работы, очень мало осталось машин, на которых я бы не вклеивал стёкла.

Выбор стекла

Итак, первоначально нужно найти стекло. Есть, как минимум, три варианта: китайский аналоги, европейский аналог, и оригинал.

Отличаются как ценой, так и качеством. Стёкла мы покупали в фирме «Мобискар» в Екатеринбурге. Закупочная на китайские варьировалась от 1300 до 2500 рублей за штуку. на стекло мы накручивали 1000-1500 рублей и радовались. Это, как вы догадались, самое популярное решение. Причина проста: стёкла как бились, так и будут биться. Как мы всегда говорили клиентам: «перед кирпичом никакое стекло не устоит».

Отличительными признаками китайского стекла являются: светло-синяя затемнённая полоса в верхней части стекла (у оригиналов она, как правило, зеленоватая или вообще отсутствует). И маркировка проиводителя: либо XYG, либо FYG. Есть ещё какие-то китайские производители, но у нас были только эти.

Европейские аналоги были чуть лучше качеством, но стоили примерно 4-6 тыс. Их практически никто не брал. Например, польские стёкла JAAN.

От 8 000 до 30 000 шли оригинальные стёкла и качественный аналог. Такой качественный, что его все тоже называют оригиналом. Делает такие стёкла фирма Pilkington.  Мы почему-то всегда называли их финскими, хотя на самом деле они британские. Финские просто звучит как-то круче.

Ну а на самых оригинальных оригиналов на стекле лейбл завода-изготовителя машины.

На самом деле оригинал брали довольно редко — дорогое это удовольствие. В основном брали на корпоративные тачки: Крузаки, Лексусы, Бэхи.

Оригинальные и Пилкинтоновские стёкла приходили в кассете, с молдингом и даже с уже приклеенным пятачком для зеркала заднего вида. Молдинг — это там самая резинка, которая вокруг стекла. Это круто и очень удобно. Ну и плюс само стекло реально просто красивое.

Ах-да, при выборе стекла нужно обязательно учитывать Год выпуска, тип и номер кузова и VIN-код. Чуть-чуть другой кузов и стекло уже не подойдёт.

Секс с молдингом

Как я уже говорил, оригинальные стёкла приходят с молдингом. В этом случае мы не парились, и если старый не получалось нормально вытащить, то тупо вырезали его вместе со стеклом. Вытаскивали же на случай того, что когда-нибудь может понадобиться.

Самая главная трабла при работе с стёклами — аккуратно вытащить молдинг (чаще всего нового молдинга просто нет).

Вообще он бывает нескольких видов:

  • Резиновый. Главное не дёргать слишком резко и не тянуть слишком сильно. Можно порвать или растянуть молдинг. В обоих случаях жопа. Стянутый нужно укорачивать, то есть резать и склеивать. Порванный также. Но обычно, в таких случаях мы меняли штатный молдинг на какой-нибудь универсальный. Довольно часто прокатывало.
  • Резиново-пластиковый (может быть снаружи слой пластика, а внутри резина, и наоборот). Вытаскиватся чуть хуже, но вытаскивается. Не очень сильно растягивается, зато офигенно загибается в спираль. Как красивые бантики делают из ленточки на подарках знаете? тут такой принцип. Потом обычно грели техническим феном и аккуратно выпрямляли настолько, насколько можно.
  • Металлопластиковый — самая жопа. Снаружи пластик, внутри металлический каркас. Хер вытащишь. А вытащишь — хер выпрямишь. В таких случаях стелили в салоне и на капот тряпки, а потом выбивали по кругу стекло. Занятие очень геморное кстати. Потом, срезали молдинг под клей, и чистили его. Один чистил, второй пылесосил — осколки всё равно попадали везде, где только можно.
  • Внутренний молдинг. Когда снаружи ни хрена нет, а вот внутри резина. Такой вообще не достаётся, хотя мы умудрялись красиво вырезать стекло, почти не трогая молдинг. Навскидку, такие по-моему на фордах-фокусах.
  • Альтернативные решения. На клипсах, всяческих защелках и даже не болтах. С такими, как правило, было легче всего. Главное понять, как крепится. Понимали, кстати на ходу.

Короче, как мы только не косячили молдинг: и рвали, и ломали и т.д. Лучшее лекарство — супер клей. Иногда некоторые косяки решали только им. Причём, частенько уже после установки стекла. Это вам не экспресс-аудит сайтов делать.

Снимаем стекло

Естественно, предварительно снимаем дворники и пенал, который скрывает доступ к нижнем части стекла.

На видео есть хороший, но жалко короткий фрагментик того, как выпиливают стекло струной. Суть такая. Берётся тонкая алмазная струна (продаётся обычно целая катушка, там от 10 до 30 метров). Струной пилится клей между стеклом и кузовом. Сначала пилим один угол (один сверху, другой сбоку). По хоу пропиливания струна попадает в салон. Попытался изобразить на рисунке.

Во втором пункте опечатался. «После пропиливания».

Соответственно с середины один конец струны затягивается в салон, и потом пилится уже как на видео: один снаружи, другой внутри. Как правильно сказал мужик на видео, главное не закосячить рамку кузова (это снаружи), а изнутри нужно не закосячить панель машины и обшивку (случаи случались).

Дело в том, что при пилении струна охренительно греется и клей начинает буквально дымиться. А ещё бывает струна рвётся. Если пилишь снаружи, не фиг делать, можно с оторванным концом струны куда-нить назад улететь — иногда пилится очень тяжко. А ещё иногда оторванный раскалённый кусок струны мог впиться тебе в кожу на руке. И перчатка, как вы понимаете, для очень горячей струны — не проблема. У меня уже, кстати, даже шрамы прошли — только сейчас обратил внимание.

После того, как прошли по периметру, снимаем стекло. Затем один из нас протирает шелкографию нового стекла ацетоном. Шелкография — это там самая черная окаемка прямо на стекле, из-за которой собственно и не видно место склеивания. Заводскую шелкографию хер снимешь. Пытались ножом сковырнуть — хрена там. Если у вас вдруг где-то косячится шелкография, значит стекло — подделка или аналог.

Второй в это время, срезает излишки клея на кузове. И не таким мелким ножичком, как на видео, а вполне мощным ножом. Срезается он тяжело. Иногда просто ппц как тяжело, поэтому нож должен быть очень острым.

Подготовка и установка нового стекла

Потерпите, чуть-чуть осталось :)

Кузов потом также обезжиривается ацетоном. Кстати, ацетон в этом плане лучше растворителя. Тот более жирный.

Затем на стекло (на шелкографию) и на кузов обязательно наносится Primer (грунт). Без грунта, хрен у вас что приклеится. Когда к нам приезжали клиенты со словами: «а вот там нам приклеили, а в дождь стекло пропускает воду», мы с каменными лицам снимали стекло без всякой струны. Надо было видеть рожу клиента.

После грунта на стекло одевается молдинг, а на кузов наносится герметик. Герметиком мы пользовались финским. Покупали его довольно дешево, а по качеству он самый лучший. Иногда, когда клей кончался, шли и покупали в два раза дороже русский клей. На одну машину уходит в среднем чуть больше одной тубы. Те, кто говорят, что ровно одну нужно положить — экономные засранцы. За всё время к нам ниодна машина с претензиями не приезжала. Да и чуть больше клея только в плюс. Стекло потом лучше амортизирует на кузове.

В общем, потом устанавливаем стекло. После того, как положили на кузов, один держит внизу, чтобы стекло не сползло, а второй потихоньку продавливает стекло по перимету. Затем сверху клием две-три полоски бумажного скотча от стекла к кузову, чтобы стекло не сползало, и идём курить.

Потом практически сразу собираем панели. Андрюха внутри — я снаружи. Так уж у нас сложилось. Тут же поправляем косяки с молдингом, потом намываем до блеска стекло. Клей схватывает за час. Первичное высыхание 3-4 часа (это когда уже можно ехать), а полное высыхание — 24 часа.

Если тепло, выгоняли машину на улицу и загоняли следующую. Если холодно, делали уборку, пили кофе. Могли смотаться домой покушать.

А цены-то

За замену лобовухи брали сначала 1800 рублей с клиента. Потом подняли до 2000. С джипов — 2500 рублей. С ними больше паришься. С Газелей, микроавтобусов типа Toyota Hiace — 2700 рублей, потом 3000 рублей (их, кстати, меняли на выезде — к нам в бокс не входили).

Средняя цена по расходным материалам — 500 рублей на одну машину. Итого, чистыми от 1500 рублей с тачки. Плюс 1000-1500 с продажи стекла.

Потом, кстати, местные парни, которые банчили китайскими стёклами постепенно раскрутились, и стали брать у одного из них. Естественно с хорошей скидкой (как же мы её выбивали) в 500-700 рублей, которая и составляла наш доход с продажи стекла. Зато 20 минут езды по городу до склада и обратно и стекло на руках. Не надо ждать доставки с Ёбурга.

Резюме

Лично я начал уверенно менять стёкла примерно через год (спасибо Андрюхе — научил). Настолько там много нюансов и сложностей может всплыть. Задние, кстати, также могут быть вкленными, и также могут быть на резинке.

На этой позитивной ноте на сегодня, пожалуй и всё. Ну почти всё. В следующей части ждите про то, почему я с этим делом завязал и почему ушёл от Андрюхи.

Кстати, а ещё шелкография — один из типографских методов печати. Таким методом можно печатать на различных, даже самых сложных рельефных и текстурных поверхностях. Делается небыстро, но зато красиво.

И да простят меня все, но спонсоры реально дают пожрать :) Теперь точно всё.

Понравилась статья?
  1. […] This post was mentioned on Twitter by Андрей Мухачев. Андрей Мухачев said: Офигенская статья! RT: @ilya_kochnev: Как я познакомился с бизнесом. Часть 3. Замена автостёкол http://bit.ly/ged3cD […]

  2. Николай:

    Сенкс за статью, только в конце немного притамило. А где вообще китайце не представлены? Китайские стекла на ВАЗы — это круто!
    Илья ты знаком с Surgut-it как они тебе? Никакое отношение к ним не имею. Просто интересно мнение вебмастера.

    • Насчёт того, что затянул — знаю, почувствовал сам, когда писал.
      На ВАЗы кстати, делают отечественные кустарные аналоги. Косят под БОРский завод. Стоят чуть дешевле, чем Китай. Все берут, не задумываясь.

      Насчёт Сургут-ИТ.
      Знаю, что они есть. Только вот их сайт лично мне нисколечко доверия не внушает.

  3. Николай:

    Спасибо за ответ, а по поводу s-it у меня сложилось такое же впечатление.
    Ждем следующего поста — «Почему завязал и ушел от Андрюхи?»

  4. Длинный пост, но все же прочитал от и до.

    П.С. А спонсору недели полагается ведь 7 ссылок, а не 6. Или моя ссылка в списке на очередь?

  5. палю тему. Есть или был по дороге на Черное море участок дороги с шебнем. За ним в ближайшем городке стекла продают. Чтоб стекла продавлись лучше по щебенке пускают шустрй грязный УАЗик. Как у нас стекло разбилось — непонятно. В двух местах лобовуху пробило, расстояние между дырами 70 см, навылет. Стекло трещинми покрылось и видимость пропала. Вытащили стекло поехали. Выше 40 кмч глаза слезятся и холодно (летом). Одному муха в лоб попала — больно, полдня лоб чесал, а мы угорали.
    Секрет автослесарей. Если ехать надо быстро, то на наших тазах можно снять заднее стекло и перекинуть вперед))

css.php