Как я познакомился с бизнесом. Часть 1. Ремонт стёкол на СТО.

Как же все, блин, долго.

Мне чертовски не хватает опыта для того, чтобы оптимизировать два бизнеса: копирайтинг и веб-студию. Всё сказывается на сроках. О блоггинге я вообще молчу. Какая уж тут оптимизация. В приоритетах блог ниже, что в общем-то понятно. Я не использую его как средство извлечения прибыли. Любая денежка с постовых, обзоров и т.д. уходит в бюджет, который либо будет потрачен на открытие следующего блога, либо на поддержку этого. Тут ещё выяснилось, что в DMOZ взяли наконец-то. Ещё один якорь, чтобы не открывать новый блог, а оставить всё здесь.

Спонсор поста — компания Авеб, которая занимается seo и предлагает комплекс услуг по оптимизации, раскрутке и продвижению сайтов.

Обещался написать пост о том, как я впервые столкнулся с бизнесом, и почему я теперь иду по этому пути. Обещался ещё в понедельник, а сегодня среда следующей недели. Стыд и срам мне за такую «оперативность», но что делать.

С другой стороны тема довольно объёмная, поэтому решил разбить на части. Части 3-4 где-то будет. Первая — небольшое вступление, а также описание технологии ремонта стёкол, с помощью которой извлекались денежки. Вторая — про начало работы и маркетинг. Дальше ещё не определился в каком порядке, но в любом случае узнаете, чем всё закончилось. Это отдельная песня со своими куплетами.

Итак. Погнали уже по теме.

Экскурс

На первом курсе универа я отучился на права. 18 мне тогда ещё не было, но жуть как хотелось машину. Меня одолела навязчивая мысль идти работать. Как только я сдал летние экзамены, я намеренно отказался от всех предложений по отпуску, планируя искать работу.

Я штудировал все газеты с объявлениями. Звонил в фирмы — предлагал себя в качестве грузчика, оператора ЭВМ, хоть кого-нибудь, чтобы заработать хоть какую-нибудь копеечку. Естественно, я не мог идти на постоянку, поскольку в сентябре надо было идти в универ. Узнавая, что мне нет 18 лет, да ещё и условия моей работы, порядка 95% работодателей отказывали мне сразу.

В муниципальные предприятия, которые платят по 2500 рублей в месяц за уборку территорий я не пошёл. Всё-таки существовала та гран, ниже которой я не мог опуститься. Я был готов тогда работать за 12 000 в месяц. Зная, что у меня есть скромная способность очень быстро учиться и очень быстро разбираться в любых процессах, я знал, что даже если пойду на 12к, то в любом случае крутанусь и поднимусь по карьерной лестнице, чего бы мне это не стоило. Я рассчитывал на то, что меня возьмут на работу на постоянку, потом поймут, какой я ценный кадр, и с началом учёбы переведут на гибкий график. У пары моих знакомых это получилось. Правда уже после 2 курса, а не после первого.

Природное (а может быть и приобретённое) распиздяйство, с которым я борюсь и по сей день, не давали мне возможность выкладываться на 100% в поисках работы. Всё-таки было лето. Компанией мы постоянно гле-то собирались: пиво, шашлычок, клуб, бильярд, да просто гуляли по улице, когда погода позволяла. Причём, порой это все длилось до утра. На следующий день я безбожно дрых до вечера. Когда тут искать работу, когда сам себе не даешь?

Естественно, что таким подходом я не добился ничего. В общем сложности я обзвонил где-то 35 фирм и побывал в 7 лично, поняв, что по телефону обратить на себя внимание, особенно, когда тебе 17 лет — не вариант. Не воспринимали меня всерьёз.

Не скажу, что я сдался, но и искать активно перестал. Хотя при этом поиск работы всегда оставался навязчивой мыслью. Я просыпался утром с мыслью об этом, я ложился с мыслью об этом. Я спрашивал у всех своих знакомых и друзей, может кто-нибудь кому-нибудь требуется. В конце концов в определённый момент именно это мне и помогло.

Как сейчас помню 27 августа мы с соседом выпивали у него пивасик, бездумно тратя очередной вечер. К нему зашёл в гости Андрюха — ещё один чел с нашего дома, только с соседнего подъезда. Я с ним пару раз виделся, но толком не общался. Известное влияние алкоголя развязало наши языки. Я знал, что Андрюха работает на одной их крупнейших в городе СТО и поинтересовался, можно ли к ним как-нибудь на работу устроиться. Рассказал о том, что уже хз сколько не могу найти работу и т.д.

Каково же было моё удивление, когда Андрюха сказал, что уходит с работы и решает открыть своё дело по ремонту и замене автомобильных стёкол. Гараж у отца попросил. Ночью там машина отца, а днём — работа. И ему требуется помощник! Андрюха, кстати, старше меня всего на 2 года. Ну я и просиял, естественно — то, что я искал.

Тут же утрясли вопрос с моей кандидатурой, договорившись встретиться завтра, посмотреть гараж, где он собрался всё это дело открывать, наметить план действий. (торжественное открытие во второй части)

Андрюха в боксе. Готовимся менять стекло на Шевроле Ланос. Кликабельна.

А это Ланос через два часа уже с новым стеклом.

Собственно ремонт стёкол, описание технологии

На самом деле, до этой встречи, которая впоследствии довольно сильно повлияла на всю мою дальнейшую жизнь, я и подозревать не мог, что автомобильные стекла можно ремонтировать. Точнее ремонтируются трещины и сколы на стекле .

Вообще в 80% случаев сначала на стекле появляется скол. От удара камушком или шипом, вылетевшим из под колес впереди движущегося автомобиля. Камушки, естественно летом, а шипы чаще зимой. Причём бояться больше всего нужно грузовых автомобилей. Из под них летит чаще всего. Кто по трассе ездил — знает.

Кстати, кто ещё не знает, ремонтируются только стекла, типа «Триплекс». То есть трёхслойные стекла (стекло-пленка-стекло). Это лобовые на всех автомобилях. На некоторых тачках, например на Мерседесах бизнес-класса, очень часто задние, а то и боковые делают тоже из Триплекса. На всех остальных авто боковые и задние стекла — так называемые «калёнки»  или закалённые стекла. Они однослойные, но делаются по совершенно другой технологии. На них не бывает трещин и сколов. При сильном ударе такие стекла просто рассыпаются к чертям собачьим на мелкие кусочки. Кроме того, если на стекле нет тонировки, то происходит довольно шумный взрыв. Люди пугаются. Мы тоже пару раз так пугались, когда клиентские стёкла взрывалися.

Однажды, мужик принёс заднее стекло своей тачки на замену. Мы сидели, кофе гоняли как раз. Он стекло занёс и на стол положил — пошёл машину заводить, чтобы заехать в бокс. Только из гаража вышел, а оно кааак ёбн*т! Прямо на столе само по себе взорвалось. Андрюха пролили себе кофе на то место, куда обычно с утра проливается горячий чай, чтобы быстро проснуться. Я подавился печенюшкой . У мужика глаза были больше, чем фары его автомобиля. Следующее стекло заказал уже у нас, через неделю поменяли ему, но уже без подвигов.

Так вот. Как я уже говорил, перед появлению трещины почти всегда предшествует наличие скола. Он может выглядеть, например так:

Вообще есть несколько разновидностей сколов.

«Бычий глаз»:

«Звездочка»

«Полумесяц»

И наиболее распространённый — комбинированный вариант, как на самом первом рисунке, когда присутствуют признаки нескольких разновидностей.

При таких ударах, как правило, повреждается только наружный слой стекла. Именно он и ремонтируется. Внутренние трещины вообще не ремонтируются (правда мы пару раз умудрялись и их заделывать). Причиной тому служит сама технология.

Итак, мы берём в грубые мужские руки небольшую микродрель.

Ставим насадку — бор с алмазным напылением. Примерно такими нам часто сверлят зубы. Кстати, однажды очень долго смеялись, когда ремонтировали стекло стоматологу. Он звука сверления не вытерпел и свалил по магазинам, пока мы работали. Сказал, что профессиональное :) Сладкой местью мы не упивались — стоматологи мне в душу не срали в этой жизни. Но всё равно было весело.

Дальше в месте удара стекло сверлится до внутреннего слоя, то есть до плёнки. Если ты случайно просверлил плёнку, то ты мудак и член всем известной партии, хотя на практике это сделать довольно трудно — дрель на внутреннем слое начинает шуметь совсем по-другому.

Далее берём клизму. Точнее микроклизму :) Очень многие клиенты до начала ремонта у нас спрашивали, зачем она нужна. В ответ мы делали страшные глаза и клиент, предчувствуя недоброе затыкался или сваливал погулять. А вообще примерно 30% автовладельцев любили постоять над душой, пока мы реанимировали их чадо. Как известно, это полная жопа, когда над душой стоят. Инструмент начинает из рук валиться, психуешь постоянно. Таких пытались всячески отвлечь. Благо, нас было двое и один брал огонь на себя — отвлекал разговорами, естественно о машинах.

На самом деле клизма нужна для того, чтобы высосать пыль, которая осталась после сверления. Скол должен быть максимально чистым. Если туда попала грязь, то её уже никогда не достать. Кстати, поэтому мы всегда всем своим клиентам советовали, в случае возникновения трещины или скола тут же заклеивать и обычным прозрачным скотчем. Чистые повреждения ремонтируются лучше всего. За очень грязные, как правило мы не брались. Либо брались, но не давали гарантию.

Далее на стекло ставится инжектор. Тут проще показать, чем объяснить.

В центре присоска, которой он крепится к стеклу. Слева болт, который закручивается до упора в стекло, чтобы инжектор не крутился вокруг своей оси. Справа болт со сквозным отверстием, который устанавливается прямо на место сверления. В него вкручивается ещё один болт. На картинке видно, что один вкручен в другой.

Короче говоря. Мы всё это дело без внешнего болта прикрепляем на лобовуху. Затем шприцом с иголочкой капаем прямо внутрь скола полимер — специальная клеящая жидкость, о которой чуть позже. Затем постепенно закручиваем внешний болт. В итоге внутри создаётся давление, которое продавливает полимер внутрь скола и заполняет все микротрещины и повреждения скола. По ходу ремонта болт несколько раз выкручивается, чтобы выпустить воздух, выходящий из трещины (он замещается жидкостью), и снова закручивается. Если скол заполняется тяжело, то изнутри его нужно немного подогреть зажигалкой. Как известно, при нагревании тела расширяются, некоторые ещё и потеют, но это, слава богу, не наш случай. Собственно расширяется и трещина, позволяя полимеру проникнуть глубже.

Сам полимер был придуман в Штатах, да и технология тоже оттуда. Он обладает высокой проникающей способностью, склеивающей способностью,  а также по свойствам преломления света очень близок к стеклу. Именно поэтому трещины после ремонта едва-едва видно, или вообще почти не видно. Видимым остаётся только полоска на самой поверхности стекла — край разлома трещины.

Полимер нам обходился примерно в 3500 рублей за бутылёк (30 грамм). На баночке красовался лейбл Made In USA. Года через два появился отечественный аналог, который стоил в три раза дешевле. Купив его один раз, мы зареклись больше никогда в жизни им не пользоваться. Разница как у Мерса и Лады калины (да-да, калина с маленькой буквы). Или как у Dodge и Нивы — выбирайте уже сами. Хватало полимера надолго. На скол требовалась маленькая капля. Для справки, ремонт сколов стоил от 300 до 1000 рублей. В среднем у нас выходило 450 рублей с машины со сколом. 10 машин сделаешь и уже окупил почти все расходники: клей, борики и пластинки. В лучшие времена в сезон (лето-осень) у нас было по 10 машин в день. Работали без выходных.  Причём это не только сколы, но и трещины, ремонт которых значительно дороже.

Итак, возвращаемся к ремонту. Мы заполнили скол клеем и  сверху кладём прозрачную целлюлоидную пластинку (что-то наподобие ламинированной бумаги), которой  закрывали отверстие сверления, чтобы туда не проник воздух, пока будет сохнуть клей. Пластинками мы из называли, потому что вырезали в виде полосок примерно 8х40 мм. Можно было конечно, вырезать ромбики и треугольники, и кружочки (у нас, кстати, было парочку для больших сколов) и даже звёздочки, но это ни разу не практично.

Далее ставилась специальная ультрафиолетовая лампа, под которой сох клей. Лампа, кстати, была самой дорогой покупкой. Стоила она примерно 12-15 килорублей. Зато вечная. До сих пор работает.

15 минут сохнет скол, 20 минут сохнет трещина. Затем снимаем лампу, лезвием аккуратно отковыриваем пластинку (они многоразовые, если их не мять, не рвать, не терять и не кидаться ими друг в друга), и потом тем же лезвием чистим поверхность стекла от излишков клея. Отверстие снаружи матовое, поэтому оно отдельно полируется специальной пастой.

Далее напидориваем стекло до блеска и показываем клиенту результат. Охов и ахов мы наслушались — далеко не многие ожидают такой результат. Например,

И эти примеры далеко не самые лучшие. В случае если скол был чистым, то после ремонта вообще остаётся только видимая точка от засверливания. Да и вообще внизу поста есть видео, которое показывает, как скол на практике ремонтируется.

Работы по ремонту скола в среднем длятся 35 минут.

С трещинами чуток посложнее. Если кончик трещины открыт, то её прежде всего нудно остановить, а потом уже ремонтировать. Стоимость остановки считалась у нас отдельно — 400 рублей. Для остановки на расстоянии 1-2 см. от конца трещина искусственно делался скол (сначала сверлим дырочку, а потом, когда досверлить  пленки остаётся чуть-чуть, ставим борик без наконечника бьём по оставшемуся тоненькому слою). Скольчик получается диаметров примерно 5 мм. Остаётся только загнать трещину в него. Для этого изнутри легонько давим на трещину, увеличивая её по длине. Когда она заходит в скол, то как правило уже никуда не девается. Иногда бывает, что она, сука такая, перед сколом сворачивает в какую-нибудь сторону и приходится делать новый скол. На одной машине, помнится делали 8 дырок. Там было китайское стекло и предсказать движение трещины было сложнее чем то, какое число выпадет на рулетке. На практике в первого раза мы останавливали трещину примерно в 95% случаев. Тут очень важную роль играет опыт. У меня этот опыт почти 4 года — за глаза для того, чтобы ремонтировать самые сложные трещины.

Самая большая, которую ремонтировали была на панорамном лобовом стекле автобуса — 2 метра 1 сантиметров. Что примечательно, марка автобуса была «Мудан» — какое-то китайско-корейское чудо, но зато с туалетом в салоне. За замуданились с 8:30 утра и до 23:30. Обедали в этом же автобусе. Сразу после 23 поехали отмечать успешное завершение работы. За эти труды нам перечислили где-то 15 000, насколько я помню. Где-то на 1000 рублей мы убили расходников — и у нас они тупо кончились. Остался только полимер, да и то немного. Следующий день планировали выходной, но в обед уже оба были в боксе.

В общем коротко о ремонте трещины, а то итак загрузил вас, наверное,: ремонтируем скол, который её вызвал, ремонтируем искусственный скол, который сделали сами, потом всю трещину прямо снаружи заполняем полимером, обкладывая пластинками, чтобы не попадал воздух. Затем из трещины выгоняем мелкие пузырьки воздуха, которые по-любому там есть. Для этого её греем зажигалкой и трём пальцам изнутри перпендикулярно трещине и немного нажимая на стекло. Нагретый воздух стремится наверх, а расшатывая трещину мы ему в этом помогаем. Пальцы мы кстати стирали в мясо при этом. И так трёшь по стеклу, как ненормальный, дак оно ещё и горячее. Потом ставили на 20 минут лампу, снимали, чистили и вуаля.

Остановка трещины — 400 рублей, ремонт скола — 400 рублей, сама трещина — 45 рублей за сантиметр. Итого 10-сантиметровая трещинка обходилась клиенту в 1250 рублей. Работы на час. 20-сантиметровая в 1700 рублей, работы на полтора часа. 50-сантиметровая (в иногда попадались и такие)3000 рублей — стоимость китайского стекла без замены. Работы часа на два-два с половиной.

Параллельно мы ещё занимались заменой стёкол. Но на сегодня, чувствую, итак уже достаточно. Об этом в следующих постах.

В частности в следующей статье:

  • немного о замене стёкол;
  • как мы открывались;
  • как мы продвигались;
  • как мы развлекались, и прочие прелести работы в гараже :)

Спонсорские бонусы:

Табачные сигареты — зло. Альтернативой им может служить электронная сигарета. Я раньше считал, что есть только одна марка — Pons, но оказывается их дофига. По ссылке — интернет-магазин, можете глянуть сами.

Давно собираюсь самостоятельно изучить английский. Так-то вроде неплохо знаю, но у очень поредел словарный запас. Кучу всего позабывал. Надо подтягивать — английский сейчас всем нужен.

Десертное видео — Ремонт скола. Видео предоставлено компанией «Авто-Максимум», у которой мы частенько расходники заказывали. Я так понял, что они уже успели просверлить скол.

Понравилась статья?
  1. […] This post was mentioned on Twitter by Andrew Gusarov, Кочнев Илья. Кочнев Илья said: Как я познакомился с бизнесом. Часть 1. Ремонт стёкол на СТО http://bit.ly/f7RPqC […]

  2. интересно, жду продолжения )) еще хотелось бы узнать, почему ты не остался в этом бизнесе и видимые перпективы, тогда и сейчас. спасибо.

  3. Понравился пост. Меня всегда поражают рассказы об оффлайнов бизнесе и деньгах в нём. Ты тут над сайтами корпишь месяцами и не факт, что будет доход. А кто-то полчаса покувыркается у клиента и получает деньги, которые я получаю за пару дней, а то и неделю…

    Продолжай свой рассказ, тёзка! :)

  4. интересно) а когда продолжение?

  5. […] открыли сервис, где, как я понял, занимаются тем же, чем занимался Илья Кочнев в свое время. Как вы можете понять, бизнес приятный, […]

  6. Прочитал на одном дыхании, жду продолжения!

  7. Видал как то такие манипуляции над стеклом авто. Удивило.
    П.С. Статья хорошая… мне бы подобную такую получить. — «Ремонт лобового секла на авто»
    Аську знаешь :)

  8. […] первой части истории я рассказывал о технологии ремонта стёкол. А в этой, как и обещал, поведаю про то, как менять […]

  9. […] первый опыт в бизнесе. Кто ещё не читал первую часть о предыстории и о ремонте стёкол, чего вы, […]

  10. […] ожидающих заключительную часть про автостёкольный бизнес, прошу ещё немного подождать. Материал объёмный и с […]

  11. […] том же: почему бы не найти что-то позаконней, например, ремонт стёкол бизнес тоже достаточно прибыльный. VK.init({ apiId: 2147808, onlyWidgets: true […]

  12. клиенты — это что-то. Надо было гараж закрывать, мол для стерильности. Клиента на улицу -пусть ждет. А главное, куча вопросов..одинаковых

  13. […] от прочитанного. Как я познакомился с бизнесом. Часть 1. Ремонт стёкол на СТО. Часть 2. Самопальный маркетинг. Часть 3. Замена […]

  14. […] И, конечно же, скоро будет пост про мой небольшой бизнес по ремонту бамперов в продолжении темы бизнеса по ремонту автомобильных стёкол. […]

  15. […] начал разговор. Потом я рассказал о том, как впервые связался с бизнесом, к чему это всё привело, и чем […]

  16. […] заказы, сутками ни фига не сплю, параллельно ещё и Андрюхин бизнес поддерживаю немного, плюс планирую дела веб-студии […]

css.php