Факты и мнения, чему верить, а чему нет? И самое главное, как определить?
Как вы отличаете правду от лжи? Вы верите всему, что вам говорят? И зависит ли это от того, кто на самом деле вам это говорит? Кому вы скорее всего поверите: другу, знакомому, начальнику, консультанту?
Вот что интересно, так это уникальная способность людей не уметь отличать факты от мнений. А ведь это супер-важно. На самом деле мало, кто задумывается об этом, не говоря уже о применении на практике. А ведь все на самом деле просто и логично.
Понятия «Мнение» и «Факт» всем прекрасно знакомы. Факт – достоверная информация. Например, «Я живой» — очевидный факт. С мнением тоже все просто: мнение – это информация, которую мы для себя считаем достоверной. Ключевое слово естественно СЧИТАЕМ.
Поехали с примерами, чтобы сразу же было понятней. У вас есть лучший друг, который разбирается в каком-либо предмете лучше, чем вы (по вашему мнению, само собой). Например, в еде (пускай он повар какой-нибудь). Соответственно, вы привыкли доверять этому человеку в данном вопросе. И тут он вам, например, говорит, что в сырой речной рыбе микробов не бывает, поэтому её можно солить и жрать, сколько твоей душе угодно (гипотеза). Раз ваш друг профессионал в своём деле, вы ему верите. И будете есть эту рыбу. Более того, вы и другим своим друзьям и знакомым расскажете про это, да ещё и с пеной у рта будете доказывать, что так и есть, выдумав ещё пару аргументов в пользу этой гипотезы.
Понятно уже, что бред. Но он происходит в нашей жизни постоянно. Теперь, разбираемся, в чём ошибка? Очевидно, что вы слепо поверили другу. Ключевое слово – «слепо». Ослепили же вас авторитет друга в данном вопросе, его уверенность, ну и сама дружба (боязнь поссориться, например, кстати, это часто бывает аргументом вашего друга, лишь бы ему поверили). Вообще должно быть понятно, к каким печальным последствиям могла привести вся эта вера.
Как избежать?
Самое важное, сначала, это заметить этот момент. То есть момент, когда мнение вашего друга пытается стать фактом для вас. Если прощелкал, то все, пиши пропало. Заметить тем, сложнее, чем большим авторитетом является человек, который вам это говорит. Я для себя выбрал стратегию «Почемучки» (сам для себя так назвал). То есть начал задаваться вопросами, почему тот или иной человек говорит то или другое. По идее в его поступках должна быть логика, и главная задача – эту логику увидеть. Формула проста – нет логики, нет веры. Если есть логика, а следовательно, есть и логическая цепочка, довольно просто определить, насколько гипотеза достоверна. Если хотя бы в одном логическом звене есть косяк, значит вся цепочка – говно, а следовательно верить нельзя.
Возвращаемся к нашему примеру.
Предположим, у нас появились сомнения в том, что нам сообщил наш друг (это кстати вполне нормально и даже хорошо, по моему мнению). Не последнее место в «сомневательстве», кстати, отводится и интуиции. И мы спрашиваем: «Почему, блин, в рыбе нету микробов. С чего ты взял?». Можно пофантазировать с ответами, я накидал несколько довольно популярных, имхо:
- «Я всю жизнь эту рыбу ел и ничего» Не, ну это логично вообще? Извините, за сравнение, но если я всю жизнь срал нормальным дерьмом, то это не означает, что поноса не бывает.
- «Мне рассказал об этом кто-нибудь (такой же друг, босс, коллега)». А откуда он узнал? Хрен его знает. Логики опять нету.
- «Видел по телевизору». Ага. Праздник с кока-колой ко мне всегда приходил на следующий день в туалете. Поэтому я, кстати, её не пью. Ну разве что с коньяком или вискарём, да и то нечасто.
- «Где-то слышал». Комментарии излишни.
- «Наловил рыбы и отвёз на анализ в лабораторию». Не самый вероятный ответ, но, тем не менее и он нелогичен. Понятно, что 10 рыбок не говорят за всех остальных.
- «Прочитал в книге». Вы верите всему, что пишут в книгах. Сами-то?
Такие ответы, как правило, не означают, что человек неправ. Они вообще не говорят об истинности суждения. Он ведь может быть и прав, может угадал. А может ему друг правду сказал, основываясь на каких-то данных. Но в данном конкретном случае для нас это означает, что это мнение нельзя воспринять всерьёз. Вернее мнение, должно так и остаться мнением.
Друг, ведь, кстати, мог и намеренно соврать, чтобы лишний раз повысить авторитет в ваших глазах. Это тоже бывает довольно часто, и хрен, кто признается, что он соврал. Такой вариант, кстати, тоже стоит рассмотреть. Ведь то, что он ответил на вопрос «почему» — это тоже мнение :). Тут главное не переборщить с запудриванием самому себе мозгов и обратиться к логической цепочке. У меня вообще все просто: логика есть, можно поверить, нету – нельзя.
Теперь подробней о том, чем опасно, когда неправильные мнения становятся фактами.
- Ну тут очевидно, что что-то нехорошее может случиться. В нашем примере, мы могли заразиться какой-нибудь фигнёй, например.
- Впоследствии мы используем чужое мнение, как факт. Из-за этого можно проиграть спор или даже опозориться перед кем-либо. Можно даже работу просрать. Представьте, что вы менеджер фирмы А договариваетесь с менеджером фирмы Б. Он говорит: «Думаю, что наш шеф согласится». И вы услышав то, что так давно хотели услышать, бежите, вкладываете куда-нибудь кучу бабок, а потом узнаете, что шеф в итоге не согласился. Это, конечно же, пример плохого менеджера. Но в реальной жизни по сути также. В бизнесе те же люди, а следовательно, вся это хрень применима и к нему. Более того, она очень часто случается, чего нам уж никак нельзя допускать.
- Ответственность. Вы потом друга будете ругать, что он вам херню какую-то сказал, а вы опозорились, а по сути сами виноваты, что поверили. Он, конечно же, тоже виноват, но конечное решение-то принимали вы! Понятно, кому флаг и куда.
До остальных причин сами догадаетесь, в жизни это у всех происходило и происходит.
Выводы. Я ж не просто так всё это тут писал 8)
- Следует различать факты и мнение (прошу прощения за банальность).
- Более интересный вывод, который я, кстати, уже озвучил в пред-предыдущей статье о том, как в отпуске был. Если все говорят тебе, что ты неправ, то это не значит, что ты на самом деле неправ. Другими словами все могли какое(ие)-то мнение(я) позиционировать как факты и ошибаться. Эту фигню и прошёл на практике, когда на одном форуме очень долго спорил со значительной частью нерода.
- Самые лушие факты – это те, которые уже случились. То есть – это 100% факты и о них не нужно заморачиваться. Почему лучшие, да потому что на них лучше всего строятся логические цепочки. НО. Следует прежде научиться правильно их строить, то есть делать правильные выводы из фактов. Например, недавно в блоге Димка произошло замечательное событие: количество подписчиков на его блог превысило 5000(!). Пример логичного вывода: Димок молодец и хороший блоггер. Пример нелогичного: через год у него будет больше 6000 подписчиков, или он накручивает счетчик подписчиков.
Понятно как относиться к факту – ты в него веришь и везде используешь, но вроде непонятно, как относиться к мнению. Лично я, если вижу мнение, а не факт, то просто «принимаю его к сведению», сам для себя определив, что эту информацию я буду пока что использовать только в качестве мнения, то есть не буду учитывать это в обычных логических цепочках. Зато буду учитывать в необычных. Про необычные, может быть, расскажу в других статьях, если народ заинтересуется.
А вообще золотое правило «Доверяй, но проверяй». Его только ещё нужно дополнить словами «и всегда это правило применяй».
И кстати,
Если вдруг у вас после сна
Постоянно болит спина
То лучшее решение для вас —
Ортопедический матрас!
Кроме шуток, реально тема. У меня мама купила себе лет 5 назад. Спать на её кровати несколько раз пробовал — супер. Вот только мы с женой дрыхнем на диване. Нам увы матрас не подобрать.
[…] А в дополнение, крайне рекомендую прочитать мою статью, которая поможет вам определить, стоит ли верить тому […]
Можно еще добавить, что факты бывают чьими-то законсервированными (устоявшимися) мнениями :) Потому что факт, попробованный на личной практике — достоверный, а другие? Те, которые приходят из книг, телевидения, инета? Это могут быть не факты :)
Ты последнюю тему про матрац написал в качестве примера ? :) Вроде ведь тоже мнение.
@Aleksandr: Реально мнение. В рекламе оно решает)