30 способов манипуляции людьми. Часть I (1-15)

Лирическое отступление

Во-первых, определимся сразу. Я изначально НЕ ставил задачу этой статьей научить кого-либо манипулировать людьми. Скорее я ставил перед собою цель научить своих читателей как распознать, когда тобой пытаются манипулировать и уберечься от этого. Однако, немного порассуждав на эту тему, я пришёл к простому выводу: чтобы как можно лучше распознавать манипуляции, нужно самому научиться (или хотя бы пробовать) манипулировать людьми!

Тут как с ложью: «не умеющий врать не распознает ложь». А другими словами, учась уберегаться от манипуляций и в тоже время учась манипулировать, ты понимаешь психологию обоих сторон. То есть, ты понимаешь систему. А если ты понимаешь систему, то ты можешь обращать на пользу практически всё, что с этим связано.

manipulation

Так, что несмотря на то, что цель вроде как благородная: «немного изучить манипуляцию, чтобы уберечься«, есть и подтекст, прямо намекающий на то, что манипуляция сама по себе не есть плохо. И вообще говоря, ей даже нужно учиться. Иначе в нашем мире попросту не выжить.

Особенно, если речь идёт о бизнесе. В бизнесе всё намного проще с моралью — её границы значительно шире, чем в нашей повседневной жизни, и техника манипулирования используется практически везде.

Думаю, с этим разобрались, и предлагаю двинуться в сторону самой что ни на есть конкретики.

Конкретика :)

Манипуляция — способ воздействия на личность или группу личностей. По сути результатом манипуляции являются изменение поведения, мнения, отношения или выполнение определенных (желаемых) действий объектом манипуляции (то есть, тем, на кого мы воздействуем).

Вся остальная лабуда и теория в словарях и умных-переумных книжках :) Разберемся лучше со способами.

1. Явная ложь.

Ну это самое очевидное. Как заставить человека поверить во что угодно? Обмануть его. «Мам, у меня хулиганы отобрали 200 рублей, которые ты мне на проезд дала«. Маме никуда не деться — ребенку надо ехать, и, как результат, у маленького манипулятора есть 200 рублей на пиво сладости и сигареты конфеты. В общем-то это типичный житейский пример.

Ещё за примерами далеко ходить и не будем. Включим телевизор (об этом манипуляторе вообще бы отдельную статью написать надо). Выборы президента или мэра всегда кончаются одним и тем же: «он нам врал». Ну да врал. Точнее манипулировал вами, а вы повелись. Кто теперь виноват? Сами виноваты, поскольку «повелись».

Опасен это способ манипуляции катастрофическими последствиями для манипулятора, если вскроется ложь. В первом примере ребенку может грозить красной жопой и отсутствием конфет, а то и (О, ужас!) к компьютеру доступ ограничат. Во втором случае вариантов масса, но тех политиков, которых прямо поймали на лжи различными способами, что называется, «сливают». Не будем вдаваться в эти в принципе лишние в рамках нашей темы подробности.

2. Забота.

Да-да-да. Я помыл вместо жены посуду и даже постель заправил. Потом поцеловал её, сказал что люблю. пару раз пронес на руках по квартире и говорю: «Зай, я схожу седня с пацанами, пивка в сауне попью?».

Второй пример. Опять же по ящику: «Пенсии увеличат на 500 рублей«. Народ: «Ура, какое у нас хорошее государство«. А по другому каналу: «Мы поднимаем транспортный налог…«. Народ: «Козлы, козлы. Ладно, хоть пенсии подняли«. Я, тут, конечно, чересчур конкретизировал, но так даже лучше, так как ближе к реальности.

Внимание! Если о вас начинают заботиться, держите ухо востро! Реально, в большинстве случаев вами пытаются манипулировать. И если легко распознать манипуляцию людей, которые никогда о вас не заботились, а тут вдруг начали, то намного труднее распознать, когда это делает близкий или даже любящий вас человек.

Можно ещё повспоминать известные рекламные слоганы: «Мы заботимся о вас». И между строк накорябано: «вы, главное, покупайте, покупайте«.

Весомый плюс этого способа в том, что, даже поняв, что вы им манипулировали, человек, всё равно в большинстве случаев настроен положительно, так как он уже смягчен той заботой, которую вы проявили до этого. Но исключения и здесь есть, так что не стоит явно уповать на милость в случае ошибки.

3. Повторение.

Очень распостранённый вид манипуляции. Есть даже какая-то поговорка, что-то там: назови много раз кого-то свиньей, и он захрюкает. Не помню дословно.

Про телевизор рассказать?

Ну ладно. Для верности и его затронем.

Включаем телек, а там реклама. Что-нибудь, например: «Купишь водку в «колорадо» — сразу вырастешь богатым». И так изо дня в день. А потом будешь в магазине пузырь выбирать — и в голове само всплывет, как будто, так всю жизнь было, что надо именно это водку пить — можно и надраться и богатым стать. Смешно, но факт.

А ещё повторение — это замечательный способ внедрения в массы стереотипов: «какие же американцы тупыыыыыыые» (с). Ага. Конечно. Страна, которая весь мир на бабки крутит уже 4-ый век — точно страна идиотов. Можно и нам значит не напрягшаться. Мозги — то есть, друзья?

Жёсткий немного пример, но ведь массу таких можно привести, да и ещё пожёстче есть.

Вот ещё один для верности: «Учись в школе, чтобы в университет поступить. Потом в университет, чтобы на работу устроиться. И будешь всю жизнь счастливо работать«. В среднестатистической семье так воспитывать с дества ребенка — это норма. И, в общем-то, из-за этой нормы семьи и называются среднестатическими. Потом ребенок шагнуть в сторону с этой дорожки боится. Вернее, даже не так. Он других дорожек потом и не видит, а если и видит, то не признает почти.

Кстати, этот способ частенько называют зомбированием.

4. Раздражение, псих, гнев.

Это уже немного посложней. Сама суть — вывести человека из себя с какой-либо определенной целью.

Ну, очевидно, что раздраженный человек намного хуже контролирует эмоции и поступки и всегда возрастает вероятность того, что он где-либо ошибется. Например, в споре.

В бизнесе такие ошибки часто называют «принятие решения под воздействием эмоций». Да и в жизни в общем-то тоже.

Вывели из себя, психанул, да и не стал заключать контракт с этим поставщиком. А в результате, его перехватили твои конкуренты.

Ну правда, очень много примеров.

Ещё один очень важный момент — человек, которого успокаивают после раздражения, легче поддаётся внушению именно в этот момент.

В таком случае схема такова: объект каким-либо способом выводится из себя. Например, каким-нибудь абсурдным предложением. Дойдя до определённой точки раздражения нужно ВОВРЕМЯ остановиться (вот оно, искусство манипуляции!) и начать успокаивать человека. А попутно успокаивая его, можно потихоньку начинать предлагать тот вариант, который мы ставили целью пропихнуть изначально. И естественно, что на фоне первого абсурдного варианта, он смотрится намного привлекательней, чем если бы мы его просто так предложили.

Схема классическая. Как вариант можно использовать двоих человек: одного на абсурдный вариант — другого на успокоение и предложение целевого варианта. Причём второй человек должен обладать бОльшим авторитетом, чем первый.

Очевидный минус такого способа манипуляции в сложности реализации, но несомненный плюс в мощности эффекта за весьма короткий промежуток воздействия.

5. Соблазнение, искушение.

Кто не поддавался на соблазн? Да все поддавались. Кто не говорил фразы: «не искушай меня»..?

СТОП!

Попались! Вами манипулируют :)

Житейский примерчик? Запросто.

Сидишь вечером, заканчиваешь все дела по дому, дописываешь и додумываешь планы на завтрашний день. Собираешься ложиться спать, но тут тебе звонок: «Здорово дружище, пойдём коньяку попьём в сауне«. Твоя реакция: «Да не. Завтра куча дел — надо выспаться.«. А в ответ: «Да я сегодня угощаю, плюс ещё и девок пригласил«. Ну и кто там отказываться дальше собирается? Попались на ровном месте. Быстренько оделись и через 15 минут в уже в сауне с корешом и девками. Стоит ли говорить о последствиях? Невыспался, с похмел, да и дела не сделал.

Вспомните тут же ещё и схему компроментирования тех же политиков. Какая-либо Моника Левински соблазняет своего Билла Клинтона, и он в ловушке! А она: «Я всегда с собой беру — видеокамеру!» (с)

Ну и весим любимое: «ТОЛЬКО СЕГОДНЯ! ТОЛЬКО СЕЙЧАС! НА ВСЁ СКИДКИ 50%!»

Стоит ли продолжать?

Суть способа в том, чтобы поймать человека на ключок. Только поймал — всё. Он, как правило, никуда уже не денется. Ну а дальше — веревки вить, на камеру снимать, продукты впаривать.

6. Подкуп.

Это уже из способов прямого воздействия.

Я думаю, что в наше время все знакомы со словом «коррупция», поэтому подробно останавливаться не будем.

Из плюсов: эффективность. — Подкупленные люди могут совершать неожиданные или почти невозможные поступки (предательство, подстава и т.д.)

Из минусов: дорого и противозаконно.

7. Шантаж.

Ещё один метод манипуляции чаще всего используемый при прямом воздействии, причём (не стоит бояться слова) необязательно противозаконный.

Примитивно-дебильный пример. Девушка говорит парню: «пока не сходишь мне в магазин за золотым кольцом, не отдамся в твои хорошие». «золотым кольцом» — легко заменяется на всё, что девушке угодно, в зависимости от каждого конкретного случая.

Ещё один пример шантажа, но уже противозаконный: Администрация города говорит бизнесмену: «не будешь продавать магазин по своей воле — напустим на тебя кучу проверок из различных инстанций, а уж они найдут, к чему прикопаться».

Даже блин детей шантажируем: «Пока суп не съешь — шоколадку не дам«.

Весьма эффективно, когда не противозаконно, однако, практически сразу палишься перед тем, кем пытаешься манипулировать.

8. Угрозы.

Очень прямой метод воздействия. «Не дашь — получишь в лоб». Галимый примитив. Нормальные отношения с манипулируемым после этого практически невозможны.

Можно ещё самому по башке получить.

А из плюсов нереальная эффективность.

9. Устрашение.

Более хитрая разновидность манипуляции по сравнения с предыдущим способом. Суть в том, чтобы незаметно воздействовать на страхи человека или вызывать их.

От угроз отличается тем, что нету прямых требований. Результат воздействия — страх. Страх, как и раздражение, способствует потере контроля над эмоциями.

В бизнесе. Например, можно внушить человеку, что он потеряет бабло, поэтому пусть лучше он бабло это куда-нибудь вложит (например, в бизнес твоего друга).

Естественно в данном случае воздействие идёт на «небезопасность», а не на крутость бизнеса друга.

10. Стыд и чувство вины.

Это один из популярнейших способов манипуляции при воспитании детей: например, ребенка ставят в угол при всем классе — отсюда больше шансов, что он не повторит поступок, которым вызвал такое решение (стыдно, мол стоять так перед всеми).

Вообще это, как бы сказать, манипуляция со частицей «НЕ». Что стыд, что вина говорят о том, что НЕ нужно делать.

Человек, которому стыдно или который виноват слабее, а следовательно больше поддаётся манипулированию.

Кроме того, один из способов воздействия — когда человека намеренно делают виноватым. Причём зачастую в том, к чему он не имеет отношения. Чем сильнее он чувствует вину, тем легче из него потом вить веревки.

11. Сарказм.

Сарказм задевает. Это в принципе его основное назначение — «задевать». Несколько раз «задел» и вывел человека из себя.

Заметить сарказм легко. Намного сложнее понять его цели.

Лидеры, например, очень часто за счёт сарказма поднимают свою самооценку за счёт окружающих, особенно, если те не могут ответить достойно. В итоге, окружающие, как ни странно, верят лидерам (человек, который много раз тебя убедил в мелочах, даже косвенно, почему-то вызывает доверие. А должен ли?).

Очень часто сарказм используется на то, чтобы человек поменял свое решение. Можно сказать: «Есть риск убить этого пациента»,  а можно: «Есть риск того, что если что-то пойдёт не так, то ваш препарат сожрёт пациента изнутри, съедая все его органы«.

Это пример грубого сарказма. Как вариант, можно сказать и по-другому: «Ха. Вот же прикольная у тебя будет потом репутация: врач, убивший пациента аспирином«.

Добавлю ещё, что сарказм — это, своего рода, искусство, которое нужно оттачивать на практике. Начинать лучше с легкой никому не обидной иронии. Дальше — больше.

Ещё один житейский пример. Бросил ты пить допустим. Пришёл на какое-нибудь застолье, а кто-нибудь тебе: «Ты че такой трезвый, как дурак?» или «Давай бухнем, че ты как баба?«. Многие с легкостью поддаются на такие манипуляции. (слабаки, на самом деле)

Минус этого способа в том, что ему в принципе довольно сложно научится.

Плюс — в мощном эффекте. Порой людям просто нечего ответить и им приходится делать так, как ты их направил.

Ещё раз повторюсь. Чтобы научиться, нужно тренироваться и пробовать.

12. Лесть.

Ещё один весьма известный способ воздействия. Этакий гибрид заботы и соблазна.

Используется повсеместно, как прямое воздействие на ЭГО человека. Для манипуляции людьми с завышенной самооценкой подходит идеально.

Минус в том, что легко распознается.

13. Гордость.

Как и в предыдущем способе, здесь также происходит воздействие на эго, однако, немного по другой схеме.

Первый вариант. Самое примитивное: «Неужели тебе твоя гордость позволит сделать это?«. Что сделать, поставьте сами.

Второй вариант. Из телека, например. «Чтобы какое-нибудь НАТО пыталось запретить нам воевать с Грузией? Где же гордость русского народа? Ведь мы правы» И народ: «Аааааааа«. «А вдруг там и наши накосячили?». «Да ну ты что? Чтобы МЫ НАКОСЯЧИЛИ? Гордый и честный(!?) русский народ… » и т.д. (p.s. в примере не намекаю на то, что так было, даже не считаю. но теоретически и такой вариант возможен. а мы бы заметили?).

Третий вариант. Заставить человека (подчиненного, например) загордиться собой. Нелепо звучит, но так оно по сути и есть. Например, заставить своего подчиненного поверить в то, что он добился большой прибыли. Желательно, чтобы он ещё и рассказал об этом всем. А потом тупо украсть бабло, подставив его, сделав виноватым.

Кто бы тебя заподозрил, если он уже всем все разболтал. Сыграл на его гордости.

Пример не из рамок морали, но вполне реален, так что не станьте «случайно» таким подчиненным.

14. Жалость.

Пожалел собачку и сделал её своим верным псом. Неудачники обожают, когда их жалеют. Прямо оргазмируют.

Пожалев неудачника, можно из него веревки вить.

Реально, нужно быть внимательным, когда вас пытаются жалеть. Я не призываю относиться ко всем с подозрением, но тем не менее.

Погнали пару примерчиков.

Жалеем сотрудника из предыдущего пункта о гордости: «что ты натворил? Ну ничего страшного, с кем не бывает, бедняга«, где мы ещё больше входим в доверие, а потом через некоторое время разводим по старой схеме.

Ещё один короткий пример: Девушка жалеет мужика.

Стоит ли его продолжать.

Главное, что нужно запомнить ЖАЛЕЮТ ЖАЛКИХ, и попросту не допускать, чтобы вас жалели. Это путь мужчины, ничего не поделаешь. Девушкам допускать можно, но только так, чтобы они это контролировали.

P.S. Когда девушки просят, чтобы их пожалели — необязательно они вами манипулируют. Им реально может не хватать вашего внимания. Но за реальные косяки жалеть не стоит. Вот тут уже манипуляция.

15. Любовь.

Вернемся к разговору о женщинах в конце первой части нашей беседы.

Основных схемы три (для двух человек):

а) один любит, один не любит.

б) оба любят.

в) оба не любят.

Первая просто мегапопулярна и эффективна. Манипуляторы, как правило те, которых любят. Причём манипулирование тем, кто их любит становится буквально наркотиком. А тот, кто любит, понимает, что им манипулируют, но сделать ничего не может.

Вторая банальна.»Ты меня любишь? Тогда…«. Сверхъественнного ничего нету.

Третья по замыслу манипулятора должна свестись в первой. То есть задача номер 1 — влюбить в себя человека, а потом действовать по первой схеме. «Девушки из клубов ищут глупеньких богатеньких мальчиков» — думаю, вы понимаете о чем я.

Как вариант, можно «пролететь» с третьей схемой и влюбиться самому. А можно и «попасть» так, что оба влюбитесь. Тут уж не угадаешь, кому выгодно, хотя по идее обоим.

P.S. — 1. Посткриптум для первой части.

Ествественно, что вы должны понимать, что практически ни один из способой не используется в чистом виде. То есть, как правило, используется комбинация из нескольких способов сразу. Может быть и ложь, чтобы играть на гордости и льстить, и тут же любовь по первой схеме.

Какие способы выбрать, определяете вы сами. Чем сложнее стратегия, тем сложнее её разгадать. Аналогично, если вами пытаются манипулировать, сложнее разгадать, когда человек использует много способов сразу.

Скоро выйдет и вторая часть (завершающая). Подписывайтесь на RSS, чтобы не пропустить.

______________________
Во как техника робит оказывается.

нежная и ласковая музыка для души когда хочется помечтать о любви
арт лайф украина — официальный сайт.

Понравилась статья?
  1. Отличная идея расписать способы манипулировани, но этим мало кого убережешь=)

  2. В общем-то эти способы, точнее приёмы применяются, но то, на чем они основываются не затронуто. В любом из них влияют на нашу психику. Про ораторские приёмы распишите. Имея их в своём боекомплекте, любой случай — манипулирование)
    А так, в общем-то не зря потратил время, что прочитал сию запись.

  3. На самом деле все зависит от человека. Иногда промолчать лучше всего.

  4. Хороший пост. Жду продолжения!

  5. JVN:

    Что значит «В бизнесе всё намного проще с моралью…»? Границы моральных принципов всегда одни — не шире и не уже. Тут как с правдой — правда может быть только правдой, а в сочетании с «комсомольская», «московская», «чистая» или ещё какая — уже ложь.

  6. @eastbelle: А я никого и не уберегаю :) Я лишь подсказываю, чтобы научились уберегаться.

    @Bzhik-got: Про ораторские приёмы тоже планировал написать, но это в теме про риторику будет.

    @Андрей Гусаров: Я бы сказал, что всё зависит от цели.

    @JVN: Мораль — очень субъективное понятие. Я бы не путал с правдой.

  7. Илья, и все равно =) Человек ведь по своей натуре очень любознателен, и обязательно должен через все, ЧЕСТНО, пройти сам=)

  8. @eastbelle: Абсолютно согласен, потому я и говорил, что нужно пробовать. А из ошибок уметь делать правильные выводы =)

  9. Looknet:

    Спасибо. Очень интересно… Умение Манипулировать людьми, хороший талант

  10. В избранное.

  11. «Тут уж не угадаешь, кому выгодно, хотя оп идее обоим.»
    Ошибочка:)

  12. @Casak: благодарю, поправил)

  13. У девушек, например, умение манипулировать людьми — природный дар, и их этому ненадо даже учить:)
    А вообще интересная статья)

  14. @Shakiroff: Спасибо)
    Насчёт девушек не совсем так. Не все умеют манипулировать и не на всех это действует, однако, мысль твою я понял :)

  15. Интересно, пошел читать вторую часть.
    Хотелось бы стратегии, как учится всем этим управлять…

  16. @Satoved: Насчёт стратегии, я решил сделать ещё и третью часть, которая будет, скажем так, обобщать все 30 способов, и подведёт итоги. Следите за обновлениями)

  17. отличная статья, теперь дубу говорить своей девушке — хватит мной манипулировать )

  18. да.номально все описанно,как оно часто и бывает!!!Молодец одним словом!!!Многое что повстречал создатель!

  19. А мне ролик понравился)))

  20. Юрий:

    Дети.Воспитание или манипуляция?

    При написании статьи всегда присутствует большой соблазн спрятать свой опыт, ошибки, достижения за авторитетными мыслями других людей, подвести под свои выводы рациональную общепринятую основу. Но ведь тогда потеряется то, что и отличает именно мое восприятие данного вопроса, от массы других, наверняка достойных, но все же чужих, сочинений.
    Воспитане…. Больше чем о воспитании написано книжек наверное только о любви…Именно в этой области все мнят себя специалистами. Однако жизнь показывает, что нередко педагогические эксперименты родителей оканчиваются далеко не так, как планировалось.
    Цель данной статьи – поделиться своими собственными наработками и обнаружениями в области педагогики, сформированными в период обучения в институте, и исходя из девятилетнего опыта воспитания собственных двойняшек – Александра и Дарьи. А так же мне хотелось бы привлечь к обсужденгию вопроса всех неравнодушных к педагогике и детской психологии людей.
    Свои дети всегда кажутся родителям самыми красивыми…Потому, что дети – наше отражение, наша гордость и … И тут начинается скользкая тропинка под названием ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ РОДИТЕТЕЙ С ФОРМИРУЮЩЕЙСЯ ЛИЧНОСТЬЮ РЕБЕНКА. Это первый важный момент, к которому мы еще не раз вернемся в процесс обсуждения…
    Конечно наши дети это еще и огромная наша ЛЮБОВЬ…Но и тут мы имеем массу возможностей наступить на грабли под названием – Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ И ПОЭТОМУ ТЫ ДОЛЖЕН……
    Я сознательно не рассматриваю ситуации в которых родители недобросовестно выполняют свои обязанности по уважительным (ну ооочень занятые люди) или неуважительным ( а что ониразве не сами растут?) причинам… Лично мне они – не интересны….Для таких родителей есть кабинеты психологов в которых за умеренную плату всегда можно узнать, что им нужно было делать 14 – 16 лет назад чтобы не иметь проблем с которыми они пришли на консультацию…
    Я же как всегда, готов к общению с любителями, энтузиастами, азартно играющими в игру жизни и верящими в то, что наше будущее(и будущее наших детей) в наших надежных руках…
    Очень хочется начать рассказывать долгую и интересную историю (которых у каждого родителя запасено на хороший трехтомник) о том, как я присутствовал на родах, пытался закаливать и учить плавать своих малышей, как таскал их вверх ногами и строил лестнички по которым они лазили за своими сосками, качал на качелях и устраивал настоящие кукольные театры. Пел песни и учил играть на инструментах, ставил с ними сценки на английском я зыке и сочинял для них стихи. Играл в школу и учил плавать в реке. Как в пять лет Дашка готовила салаты, чистила и жарила рыбу. Саша варил кашу и резво греб на большой дюралевой лодке. Как они помогли мне построить настоящий большой дом.
    Как в три года они начали делать все наоборот и с тех пор, я начал учить их наоборот и воспитал удивительных детей, которые сражаются за право мыть посуду, убирать, готовить кушать и помогать мне во всем ,что я делаю…
    Конечно, каждый из них индивидуальность со своими особенностями, и они еще достаточно маленькие, чтобы делать окончательные выводы. Но шаг за
    шагом день за днем мы делаем маленькую работу, а потом любуемся
    совершенным творением своих рук.
    Итак. Как же воспитывать детей?
    Первое, с чем я никогда не спорил, это потребность детей в
    эмоциональном (и физическом) контакте. Нужно чаще держать детей на
    руках. Больше зрительного контакта. По возможности спать рядом, и
    всевозможные совместные игры… (Сейчас они уже большие, но с удовольствием
    пользуются любой возможностью заснуть рядом, и рассказывают мне на ночь
    сказки собственного сочинения, под которые я быстро засыпаю).

    Каждому кто читал книжку Карен Прайор «Не рычите на собаку»,
    понятны основные принципы дрессировки (своеобразного воспитания) –
    поведение желательное – подкрепляем немедленно, а нежелательное – сразу
    наказываем…вот и вся задачка… Остается только постоянно следить за
    поступками своего чада, и не забывать быть объективным и
    беспристрастным… ( у меня всегда есть в запасе несколько небольших
    призов для лучшего из лучших)

    Но самое главное…Это правило — НИКОГДА НЕ НАКАЗЫВАТЬ ДЕТЕЙ
    ТРУДОМ. Трудом можно только поощрять… (стирать доверяю тому, кто лучше
    проявил себя в уборке со стола или подметании пола, а дверь в спальню
    моет тот, кто быстрее и лучше помоет доверенную ему дверь в другой
    комнате).

    И конечно — ЛИЧНЫЙ пример, и пример окружающих значимых людей….(С детьми я первый бегу мыть свою тарелку и говорю, что свою славу никому не отдам!)

    А что делать если ребенок говорит – НЕ ХОЧУ! НЕ БУДУ!? Этот философский вопрос я для себя решил раз и на всегда. Я сразу запрещаю делать то, что до этого просил. И теперь ребенок из непослушного(как плохо, что ты не делаешь то, что я говорю) – мгновенно превращается в послушного( я приказал не делать и он не делает!)И тут же хвалю за послушание! Таким образом у меня нет непослушных детей.
    Тем кто любит прикрикнуть на детей, я задаю вопрос – если вы так орете в простой ситуации, то что вы скажете, когда жизни ребенка будет угрожать реальная опасность? Детей я тоже приучаю бестолку не шутить с криками — помогите, спасите. Но в случае реальной опасности – не стесняться и просить помощи.

    Многие родители с успехом пользуются прямым и косвенным внушением. Внушение – воздействие на подсознание ребенка. Прямое — методом прямых указаний, частых повторений соответствующим тоном. Косвенное – когда говорят о том какой хороший ребенок Петя (реальный или выдуманный) который всегда застилает свою постель утром и делает зарядку, поэтому сильный, красивый и здоровый, а еще ему родители купили самокат.
    На моего сыночка косвенное внушение не действует…Но у меня в запасе масса приемов для того, чтобы добиться результата… Самое важное ( и об этом, дорогие родители, забывать не стоит НИКОГДА) всякое общение сребенком должно заканчиваться на позитиве!!!!!!!
    Какими бы неслухами не бы ли бы ваши дети, какое бы настроение у вас не было, ВСЕГДА общение с ребенком оканчивать так, чтобы он с радостью ждал его продолжения…
    И все же, все эти приемы и методы направлены лишь на одно – сформировать УДОБНУЮ для НАС личность. Мы хотим (и совершенно справедливо) как можно меньше тратить усилий при взаимодействии с детьми, получать максимальное удовольствие и выгоду…
    Я на протяжении трех лет, предпринимал усилия для того, чтобы в возрасте 8 лет, дети сами готовили мне кушать накрывали на стол, убирали и мыли посуду…Я при этом только зажигаю газ и раздаю комплименты. Эту работу я буду продолжать еще несколько лет, и рассчитываю на определенный результат.
    Все эти результаты удобны ВЭРОСЛЫМ, и очень похожи на манипуляцию. Поскольку основное отличие манипуляции от свободного поведения состоит в том, что под влиянием манипулятора (его еще можно назвать мотиватором) человек начинает делать то, что делать не собирался…
    Спросите у ребенка чем он хочет заниматься с утра до вечера – и вы поймете — все, что мы называем воспитанием – манипуляция еще та…
    Но нет! Секажете вы. Мы любим своих детей! Отдаем им сердце (подобно товарищу Сухомлинскому)! Хотим вырастить свободных гармоничных человечков! Все, что мы делаем – только ради их!
    Я и не спорю… Хотеть, уметь и мочь….Вот три основных момента…
    Как вы уже поняли, на первых порах, где-то до 11 – 12 лет нам приходится производить так называемую «загрузку процессора» маленьких человечков, дабы помочь им стать адекватными окружающим людям (не факт, что окружающие – пример достойный подражания). Психологи скажут, что этот процесс называется социализацией, и будут правы… В это время мы изготавливаем человека, закладываем в него основы, зерна того, что прорастет (или нет, в зависимости от природных задатков и внешних условий) в будущем.
    Важную роль в том каким и как вырастет личность, играет родословная, или предки конкретного человека. В обществах, где кастовая система жива – это можно наблюдать воочию…
    Едва ли не все, даже самые продвинутые и начитанные воспитатели, не учитывают одного важного факта – они сами живут по сценарию. И сценарий этот имеет корни в детстве…Например кого-то постоянно заставляли смотреть за младшим братом, и он решил, что когда вырастет у него будет только один ребенок, или у каждого будет няня или гувернер.
    Познакомиться со своим сценарием – значит иметь возможность не навязывать личный сценарий(или антисценарий) своему ребенку. А значит, на онесколько манипуляций станет меньше, в этом непростом и интересном процессе.
    Как ни прискорбно, но многие родители «голодные» социально. То есть нуждаются в повышении самооценки. Это само по себе не опасно, поскольку заставляет человека проявлять активность, двигаться, достигать новых вершин. Однако, есть и другой способ защитить самооценку – понизить ее другому. И если окружающим взрослым это сделать проблематично(можно получить сдачи), то дети в этом случае – идеальные жертвы. Как часто мне приходилось наблюдать, как на крепкие детские головы валятся результаты несостоятельности родителей! По признанию некоторых уже выросших детей – они зарекались в моменты несправедливых обид, вообще не иметь дела со своими родителями!
    Представляете! И это горячо люимые дети, не хотят иметь с нами дела, ждут когда мы уйдем из дома, чтобы почувствовать себя свободными, стесняются знакомить друзей с нами…
    Есть о чем задуматься, правда? Может это и есть следствие того, что родители вовремя не разобрались в чем же отличие манипуляции и воспитания?
    В чем же эта пресловутая разница? Это тонкий момент, но именно он определяет кто для нас дети – игрушки, (объект для дрессировки) или живые люди равные нам.
    Все что мы делали до определнного момента – была манипуляцией (умелой или нет, позитивной или истерически — негативной – зависит от мастерства воспитателя). Это можно и нужно признать, чтобы быть честным пред собой.
    Но в определенный момент (он может наступить лет в 12, а может гораздо раньше) мы либо начинаем считать дела, планы, желания нашего ребенка ТАКИМИ ЖЕ ВАЖНЫМИ (ни больше и ни меньше) как и наши СОБСТВЕННЫЕ, и тогда манипуляция исчезает, и начинается сотрудничество, которое и является истинным воспитанием.
    Либо мы продолжаем считать, как и раньше, что дети обязаны быть продолжением НАШИХ СОБСТВЕННЫХ жизненных планов и задач.В этом случае, естесственное сопротивление ребенка (имеющего уже самостоятельные жизненные импульсы), придется подавлять либо насилием, либо более изощеренной манипуляцией… Я жду этих проявлений самостоятельности в своих детях, как когда-то ждал возникновения переживания, что это МОИ дети.
    С дочкой это произошло когда ей было 4 месяца. Я держал ее в рюкзачке на груди и поливал огород. И вдруг, я почувствовал, что мы с ней одно целое..Мы ВМЕСТЕ. Поэтому отношения с ней у нас особо близкие. А с сыном это случилось только 4 года спустя. Но после этих переживаний наша жизнь в корне изменилась.
    И вновь Дашка первая заговорила о том, что они хотят организовать в школе, когда перейдут в 4 класс. Я жду с нетерпением осени (хотя больше всего люблю лето), чтобы впервые в жизни включиться на равных в самостоятельную и интересную жизнь будущего взрослого человечка…

    Юрий Вайсблат ideal2006@rambler.ru

  21. […] практика, это умение вести переговоры, это грамотная манипуляция, это искусство. Любая мелочь (жест, обронённое слово) […]

  22. отлчный ролик!

  23. Просто жесть, а не статья. Никогда не задумывался о манипуляциях. Точнее задумывался, но немного, так как стараюсь быть максимально искренним. Не думал, что методов СТОЛЬКО много.

css.php